Рекомендации к методике преподавания в школах фотографического мастерства

Рекомендации к методике преподавания в школах фотографического мастерства

В современной украинской фотосреде, как по мне, царит полный хаос, подобный броуновскому движению, она (среда) переполнена борьбой за имя любыми способами, диктуемая диким рынком, борьбой за клиента. Это естественно в стране, где не работает промышленность и сельское хозяйство. Человек, покупая более-менее приличный фотоаппарат (не каждый, конечно), стремиться заработать денег, т.е. стать профессионалом. Большинство ищет подработку, часть бросает эту идею, сам понимая о своей либо бездарности, либо просто ленясь, а часть все же вливается в число профи. К сожалению, у нас в стране нет сертификации специальностей или чтото типа теста на профпригодность. К тому же большинство фотографов в этом и не нуждается. Те, кто серьезно подходит к делу, понимает, что самопал хорошо, но лучше все же подучиться у специалиста (либо ассистируя, либо в профильных школах и курсах, Карпенка-Карого и Поплавского в учет не берем).

Как часто фотограф не имея понятия о фотографии впаривает клиенту карточки, так и масса фотографов (пусть даже хороших), собравшие группу учеников, пытаются вбить им в голову необходимую информацию, не имея понятия, как это сделать. Да очень просто. Есть такая наука – педагогикой называется. Там все есть.

Цель этой статьи и заключается в том, что бы дать методические рекомендации по организации учебного процесса именно в фотошколе, хотя они ничем не отличаются от общеобразовательных, а лишь рассмотрены с позиции указанной специализации.

И так.

Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой (дидактика от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»), а по этому обязательны при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами.

В обучении следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

  1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип доступности и посильности;
  5. принцип учета возрастных особенностей обучаемых;

Рассмотрим подробнее эти принципы применительно к учебному процессу в фотошколе.

Принцип сознательности — это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация ПС при обучении предполагает:

  1. Развитие языкового мышления. Т.е. определиться с терминологией, с целью ведения диалога «на одном языке», давать возможность ученикам разговаривать на занятиях по теме, что даст возможность ученику расширить лексику, задать вопрос не о «пимпочках и загогулинках», и в то же время дать грамотный ответ на вопрос преподавателя и коллег на фотографическом языке. Согласитесь, что фраза, произнесенная вслух, запоминается лучше;
  2. Осознания учащимися стоящих перед ними задач. С этой целью необходимо на первом занятии озвучить основные вопросы программы обучения, ее особенности, этапы, назвать конечные цели: уровень (диапазон) знаний, умений, навыков, получение конкретный работ для портфолио фотографа. Аналогичная информация доводится к ученикам перед каждым занятием либо перед изучением новой темы.
  3. Опору на самостоятельный поиск решения и логическое мышление учащихся. Как то мне пытались доказать, что индивидуальные занятия лучше, чем в группе тем, что в ученика конкретный фотоаппарат и на индивидуальных занятиях ему можно объяснить назначение каждой кнопки. Да, согласен, если ученик недоразвит, т.е. придурок. Есть инструкция, но ее не все поймут, так как не знакомая терминология и не понятен физический смысл. Значит надо объяснить, что такое, к примеру, диафрагма, на что влияет ее значение (то, что не зависит от марки и модели фотоаппарата), а где находится кнопка читаем сами в инструкции. Нормальному человеку достаточно рассказать, например, правило компоновки кадра при съемке, скажем, пейзажа, показать примеры работ, возможно, вывести на (модное нынче слово) локацию, а дальше задача ученика: найти точку съемки, построить на месте кадр и сделать правильную красивую карточку. Только после этого проанализировать работу и дать возможность поработать над ошибками. В таком случае ученик будет иметь и знания, и навыки, и умение решить поставленную задачу.
  4. Включение знаний в содержание обучения (знания сообщаются чаще всего в виде правил, законов).

Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, и этот принцип может быть осуществлен при наличии следующих условий:

  1. Развитие активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения. Речь дает возможность передавать информацию другому собеседнику, причем достаточно абстрактную. Гвоздь, о котором я говорю, совсем не такой, как тот гвоздь, о котором слышит собеседник – у нас возникают разные образы гвоздя: я говорю о том, которого видел, а он о том, которого хотел бы увидеть. И это прекрасно в призме фотографии. Любой вид изобразительного искусства требует развития образного мышления. Если разговор о низком, то и образы низкие. И наоборот. Говорите на занятиях о высоком, об известных, о красивом. Показывайте работы известных авторов, доказывайте, что это красиво. Можно провести типа разминку: есть модель, опишите ее фото в воображаемом интерьере или на природе. Очень хорошее упражнение на развитие образного мышления, например, состоит в том, что у вас (учеников) есть простой предмет (например, вилка) и надо представить его лежащим на белой бумаге и освещенным жестким светом, а потом попробовать это все построить в реальности. Конечно, проконтролировать и сравнить образ и реальное фото невозможно, но в учеников останется определенный опыт.
  2. Мотивации и интереса. Если человек пришел на платные курсы, то мотивация понятна: получить знания, навыки и умения в обмен на деньги, т.е. стать фотографом. Хотя конечные цели могут быть разные по уровню. От этого зависит выбор школы (или программы) обучения. Один хочет стать профи, другой – снимать своих детей в семейный альбом (но красиво). В моей практике были случаи, когда некоторые девочки прекращали посещать занятия. Причина сводилась именно к тому, что они не знали, чего хотят, когда пришли записываться на курсы. Последнее время я беседую с потенциальными учениками на предмет ознакомления с программой обучения, чему они хотят научиться, что уже умеют и т.д. Если человек колеблется, думает, то рекомендую еще поразмыслить, возможно, посмотреть программы и условия обучения в других школах. Некоторые меня не поймут, зачем, мол, терять деньги. Поверьте, нервы и репутация дороже.
  3. Развитие навыков и умений самостоятельной работы. С этой целью практически после каждого занятия дается домашнее практическое задание. Кроме того, в зависимости от темы, целесообразно предоставлять фотостудию и оборудование на время выполнения домашнего задания. В начале таких занятий возможно нужна будет помощь преподавателя и чем ближе к окончанию обучения, тем присутствие учителя должна сводиться к минимуму (имеется ввиду на самостоятельной работе), таким образом, ученик получает уверенность в своих силах и сможет работать самостоятельно после окончания фотошколы. Так же целесообразно ставить задачи ученикам по подготовке студии к уроку: поставить, например, фон, схему света, мощности осветителей и после этого переходить к изложению материала или практическому занятию.

Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. На уроках нужно пользоваться не только зрительной наглядностью, но обращаться также к слуху и к другим ощущениям. Ср-ва наглядности используются для развития навыков и умений:

Учащимся, которые еще отличаются недостаточно развитым абстрактным образным мышлением, нужно использовать ср-ва зрительной наглядности: фотографии, репродукции картин, предметы, на которых можно изучать свойства света, профессиональные модели на уроках позирования и т.д. Более подготовленные ученики способны мыслить абстрактно, т.е. речь преподавателя переводить в образы, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности при условии наличия последующих практических съемок для отработки практических навыков.

Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения. Часто ученики, особенно слабая половина, с возмущением заявляют, сто читали инструкцию к фотоаппарату, но ничего не поняли. Оно и понятно. Если нет понятия о конструкции фотоаппарата и основах оптики как науки, то как же можно понять что такое ряд стандартных диафрагм и почему 5,6 больше, чем 11.

Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям или подготовленностью группы. Мы, например, при формировании группы пытаемся побеседовать с учениками от 14 до 16 лет (младше этого возраста мы не обучаем). Они зачисляются в группу, если собеседование показало их готовность усваивать материал определенной сложности.

Выводы

Фотошкола и преподавание в ней не должны сводиться только к тому, что преподаватель (как правило опытный фотограф) рассказывает о своем мастерстве и приемах работы по видам жанра. Это удел мастер-классов.

Задача преподавателя (или руководителя) фотошколы подготовить программу обучения путем обобщения материала, его структурирования, определить объем каждого занятия, обеспечить наглядными пособиями.

Очень важное значение имеет стимулирование учеников путем, например, выставления отметок, организации выставок лучших работ учеников, скидки в оплате обучения. Кроме того, стимулом может служить конечные цели обучения, если их, конечно же, озвучить на первом занятии при вступительной речи.

Автор: Юрий Братусь

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы комментировать.